Баскетбо́л (англ. basket — корзина, ball — мяч) — спортивная командная игра с мячом. Был придуман в США молодым преподавателем физической культуры Джеймсом Нейсмитом. Входит в программу Олимпийских игр с 1936 года.
В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (всего в каждой команде по 12 человек, замены не ограничены).
Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой («корзину" -металлическое кольцо, прикрепленное к щиту обтянутое сеткой без дна, находящуюся на высоте 10 футов от пола (чуть более 3 метров) соперника и помешать другой команде завладеть мячом и забросить его в свою корзину.
В матче побеждает команда, набравшая большее число очков. За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанций, засчитывается два очка, с дальней (из-за 3-х очковой линии) — три очка; штрафной бросок оценивается в одно очко.
Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника. Правильное взаимодействие игроков команды - основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока. Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать свое кольцо. Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему возможности свободно произвести бросок, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партнеров и местонахождение мяча.
Баскетбол является эффективным средством физического воспитания, входит в учебную программу средних школ, техникумов, высших учебных заведений. Занятия баскетболом способствуют разностороннему комплексному воздействию на органы и системы организма, укрепляя и повышая уровень их функционирования, обеспечивают эффективное развитие физических качеств (силовых, скоростных, выносливости, ловкости и гибкости) и формирование двигательных навыков. Выполнение большого объема сложно координационных технико-тактических действий, высокая эмоциональность соревновательной деятельности вызывают большие физические и психические нагрузки. Постоянное изменение игровых ситуаций требует от игроков предельной собранности, обостренного внимания, умения быстро оценить обстановку и принять рациональное решение. Эта составляющая игровой деятельности способствует воспитанию координационных качеств, распределенного внимания, периферического зрения, пространственной и временной ориентировки.
Правила игры разработаны МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ БАСКЕТБОЛА (ФИБА/FIBA):